Геометрический абстракционизм (также геометрическая абстракция, холодная абстракция, логический абстракционизм) – достаточно широкое понятие, объединяющее под собой виды живописи, сочетающие в себе использование геометрических форм и абстрактной композиции.
Исторически имеет свои корни в творчестве П. Сезанна и кубистов. Переход к живописи в данном жанре можно наблюдать в творчестве Пита Мондриана (эволюция образа дерева – см. ниже), который также сформулировал основные принципы данного направления:
1. Художник мыслит в живописи плоскостью; в архитектуре пустое пространство должно быть принято за «нецвет» (черный, белый, серый), а строительный материал - за цвет.
2. Необходимо равновесие, оно предполагает большую поверхность нецвета и маленькую - цвета.
3. Дуализм пластических средств требуется уже в самой композиции.
4. Равновесие достигается отношением положений и выражается прямой линией.
5. Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, создается отношением пропорций.
Свои работы Пит Мондриан примерно с 1913 года стал называть композициями. Для своего творчества и творчества художников, работавших в Голландии в 1917-1928 гг. и группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») он ввел понятие Неопластицизм. Основываясь на вышеперечисленных принципах логический абстракционизм нашел свое воплощение также и в дизайне, архитектуре и т.д.
Геометрический абстракционизм был доминирующем направлением в живописи до середины 1940-х годов. Позже, уже в 60-х годах жанр вновь стал востребован и получил новое теоретическое обоснование.
Несмотря на то, что широкое распространение данный жанр получил в XX веке, было бы ошибкой сказать, что это в полном смысле изобретение современных художников. Считается, что к данному жанру можно отнести произведения искусства многих культур, относящихся к разным периодам истории. Опуская различного рода споры относительно того, когда рождается тот или иной стиль, следует заметить, что, например, в исламском искусстве, в котором существует ряд табу, часто используется то, что может быть названо абстракцией, при этом зачастую абстракции эти имеют весьма четкую геометрическую форму.
В XX веке в данном жанре в большей или меньшей степени работали многие художники. В теоретическом плане особый вклад в осмысление геометрического абстракционизма как определенного жанра живописи во второй половине XX века внес португальский художник и теоретик искусства Надир Афонсу.