Геометрический абстракционизм




Геометрический абстракционизм (также геометрическая абстракция, холодная абстракция, логический абстракционизм) – достаточно широкое понятие, объединяющее под собой виды живописи, сочетающие в себе использование геометрических форм и абстрактной композиции.

Исторически имеет свои корни в творчестве П. Сезанна и кубистов. Переход к живописи в данном жанре можно наблюдать в творчестве Пита Мондриана (эволюция образа дерева – см. ниже), который также сформулировал основные принципы данного направления:

1. Художник мыслит в живописи плоскостью; в архитектуре пустое пространство должно быть принято за «нецвет» (черный, белый, серый), а строительный материал - за цвет.
2. Необходимо равновесие, оно предполагает большую поверхность нецвета и маленькую - цвета.
3. Дуализм пластических средств требуется уже в самой композиции.
4. Равновесие достигается отношением положений и выражается прямой линией.
5. Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, создается отношением пропорций.

Свои работы Пит Мондриан примерно с 1913 года стал называть композициями. Для своего творчества и творчества художников, работавших в Голландии в 1917-1928 гг. и группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») он ввел понятие Неопластицизм. Основываясь на вышеперечисленных принципах логический абстракционизм нашел свое воплощение также и в дизайне, архитектуре и т.д.
Геометрический абстракционизм был доминирующем направлением в живописи до середины 1940-х годов. Позже, уже в 60-х годах жанр вновь стал востребован и получил новое теоретическое обоснование.

Несмотря на то, что широкое распространение данный жанр получил в XX веке, было бы ошибкой сказать, что это в полном смысле изобретение современных художников. Считается, что к данному жанру можно отнести произведения искусства многих культур, относящихся к разным периодам истории. Опуская различного рода споры относительно того, когда рождается тот или иной стиль, следует заметить, что, например, в исламском искусстве, в котором существует ряд табу, часто используется то, что может быть названо абстракцией, при этом зачастую абстракции эти имеют весьма четкую геометрическую форму.

В XX веке в данном жанре в большей или меньшей степени работали многие художники. В теоретическом плане особый вклад в осмысление геометрического абстракционизма как определенного жанра живописи во второй половине XX века внес португальский художник и теоретик искусства Надир Афонсу.






Художники

Надир Афонсу
Эльсуорт Келли




Пит Мондриан. "Эволюция деревьев" :

Пит Мондриан, Сельская церковь, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Сельская церковь" 1898



Пит Мондриан. Серое дерево, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Серое дерево" 1911



Пит Мондриан. Овальная композиция, деревья, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Овальная композиция (Деревья)" 1913



Пит Мондриан. Овальная композиция, деревья, эволюция деревьев. Нью-Йорк I
Пит Мондриан, "Нью-Йорк I" 1942
Пит Мондриан. Яблоня в голубом, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Яблоня в голубом" 1908-09










Пит Мондриан. Цветущая яблоня, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Цветущая яблоня" 1912



Пит Мондриан. Композиция с Цветными Плоскостями 2, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Композиция с Цветными Плоскостями 2" 1917
Пит Мондриан. Красное дерево, вечер, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Красное дерево (вечер)" 1908-10











Пит Мондриан. Цветущие деревья, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Цветущие деревья" 1912



Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим, эволюция деревьев
Пит Мондриан, "Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" 1921















Добавить комментарий:

















© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров