«Ориентализм, без сомнения, оказал влияние на жизнь мужчин и женщин в арабском мире. Правила для арабских женщин стали гораздо более строгими в результате влияния Запада. Когда Запад изображает ближневосточных женщин как жертв сексуальной эксплуатации, а ближневосточных мужчин как людей жестоких и развращенных, реальный эффект заключается в том, что они метафорически кастрируют арабских мужчин и бросают вызов традиционным ценностям чести и семьи. Таким образом, арабские мужчины чувствуют необходимость защитить себя и своих женщин, не давая им стать адептами этой иллюзии, пряча их. (...) Я пытаюсь уловить тонкую грань между двумя ассоциациями: гарем, как отображение женщины или женщин и гарем как пространство. Женщина на моих фотографиях растворяется в пространстве. Покрытая декоративными узорами, она отдыхает в своих покоях и появляется перед зрителем в качестве контролируемого товара; она заветная мечта хозяина своего дворца, жемчужина в его короне. Тем не менее, женщины с фотографий почти насмешливо привлекают внимание зрителей. Она знает, как ее собственная культура смотрит на нее и смотрит на эту культуру в ответ, потихоньку бросая вызов из культурно зафиксированного за ней места. Она также знает и о своем месте в западноевропейской традиции. И эти знания выводят ее из досягаемости. Зрители могут только восхищаться, но они не могут прикоснуться к ней или овладеть ею. Она сталкивается с их собственными культурными предположениями, стереотипами о том, кто она и какова её жизнь и, кажется, бросает вызов тому, кто пытается определить ее»
Лалла Эссейди (англ. Lalla Essaydi, р. 1956) - марокканский фотограф.
Биография, творчество
Лалла Эссейди родилась в 1956 году в г. Марракеш, Марокко. Когда Эссейди было 16 лет, она переехала в Париж, где окончила старшую школу. После окончания школы вернулась в Марокко, где вышла замуж и уехала в Саудовскую Аравию. В браке Эссейди родила 2 детей, но в начале 1990-х годов развелась и вернулась в Париж. В 1996 году Лалла Эссейди переехала в Бостон, США, где поступила на бакалавриат Университета Тафтса (окончила в 1999). В 2003 году окончила магистратуру в Школе Музея изобразительных искусств в Бостоне (School of the Museum of Fine Arts).
В своей работе Лалла Эссейди исследует разницу в жизни женщины в родном для неё Марокко и странах Европы. Критики отмечают влияние традиционной для арабского мира каллиграфии на фотографии Эссейди, хотя она сама отмечает, что каллиграфия обычно предполагает наличие определенной смысловой нагрузки, тогда как в её случае это средство для повышения уровня выразительности фотографии. Татуировки на большинстве моделей фотографа сделаны хной, которая обычно используется для украшения рук и ног невест в Марокко.
В настоящее время Лалла Эссейди живет и работает в Бостоне, США.