"Мне нечего добавить [к монстру из "Чужого"], разве что мне бы хотелось сильнее проявить в Чужом женское начало"
Ганс Гигер (Ханс Рудольф «Рюди» Гигер, иногда HR Giger, 1940-2014) – швейцарский художник. Его творчество относят к сюрреализму, фантастическому реализму. Обладатель премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты («Чужой», 1980). В 2013 году был включен в «Зал Славы Научной Фантастики и Фэнтази» при EMP Museum в Сиэтле.
Биография
Ганс Гигер родился 5 февраля 1940 года в городе Кур (столица кантона Граубюнден), Швейцария. Свои первые рисунки он опубликовал в 19 лет (цикл «Атомные дети»). В 1962 году он переехал в Цюрих, где учился архитекторе и промышленному дизайну в Школе Прикладных Искусств вплоть до 1970 года.
Свои первые плакаты Гигер начал создавать незадолго до окончания обучения, в 1969 году. В 1975 году в его жизни случается трагедия. Ли Тоблер - актриса, с которой художник встречался 9 лет и которая вдохновила его на создание портретов «Li I» и «Li II» (1974) – покончила с собой.
В 1977 он создал свой «Некрономикон». Формально данную работу можно назвать иллюстрацией к одноименному литературному произведению-мистификации Говарда Лавкрафта. Тем не менее, Гигер создал свой собственный набор образов, которые уже нельзя причислить к образам Лавкрафта. Книга Гигера была удостоена премии журнала «Локус» (лучшая публицистическая книга) и принесла ему мировую славу. Она же попалась на глаза режиссеру Ридли Скотту и настолько впечатлила его (конкретней картина «Некроном IV»), что он предложил швейцарскому художнику совместную работу над фильмом «Чужой». Образ монстра, который создал Гигер прочно вошел в современную культуру, фильм стал культовым, а сам Гигер был удостоен премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. В этот период своей жизни он был женат на Мие Бонзаниго, но их брак продлился лишь полтора года.
В последующие годы Гигер продолжил работать над различными проектами в кино, а также сотрудничать с представителями музыкальной индустрии (среди прочего он создает Микрофонную стойку Джонатану Дэвису – вокалисту группы Korn, скульптуру Исиды для концертов Милен Фармер, а гитарный бренд Ibanez даже выкупает права на использование работ художника для создания уникальной серии гитар).
В 1998 году Ханс Рудольф приобретает шато Сен-Жермен в Грюйере, которое в последствии стало его домом-музеем, а в 2006 году женится на Кармен Марии Шайфеле.
Умер художник в родной Швейцарии, в больнице после падения с лестницы в возрасте 74 лет. Его вдова в настоящее время является директором дома-музея Гигера.
Творество
Жанровая принадлежность работ Гигера до сих пор вызывает споры. Его картины можно отнести к сюрреализму (известно, что он был поклонником Сальвадора Дали и встречался с ним лично). В отечественных источниках можно встретить информацию о том, что Гигер работал в жанре «Фантастический реализм». Иногда также его работы относят к киберпанку, но это не совсем корректно, т.к. до 1983 года не существовало даже данного термина, тогда как многие образы характерные для работ Гигера были созданы задолго до этой даты.
Авторский стиль Ганса Гигера отличают созданные им образы «биомеханизмов». Сам художник подчеркивал, что образы эти отчасти представляют собой нечто пугающее, взятое из ночных кошмаров, а отчасти нечто эротическое, привлекательное и даже сексуальное. Известно, что адаптация образов из «Некрономикона» для фильма «Чужой» в основном сводилась к тому, чтобы сделать «монстра» менее эротичным или по крайней мере сделать его таким, чтобы он не вызывал столь откровенных сексуальных ассоциаций.
Гигер оставил заметный след в кинематографе. Свой первый короткометражный фильм он снял в 1967 году. Фильм назывался «Убийца домов». В тот же год вышел фильм Ф.М. Мюрера «Высшая точка», который полностью состоял из картин Гигера. Фактически данный фильм представлял собой набор работ художника, по которым под меланхоличную струнную музыку «путешествовал» взгляд камеры. В 1969 году вышел следующий фильм Гигера под названием «Сделано в Швейцарии, 2069». Данная кинокартина примечательна тем, что здесь впервые встречается образ ксеноморфа с вытянутой головой, который позже трансформировался в известного всем «Чужого». В 1975 году Гигер был приглашен для работы над фильмом «Дюна» Алехандро Ходоровски. Данная кинокартина так и не была снята, но Ханс Рудольф успел создать серию полотен, а также познакомиться с Дэном О’Бэнноном, который чуть позже показал Ридли Скотту Некрономикон Гигера, чем обеспечил художнику работу, по которой его знают большинство поклонников.
Гигер отметился также и в дизайне интерьеров. В 90-х годах появилась задумка создать Гигер-бар, в котором вся мебель, интерьеры и т.д. были бы спроектированы самим художников. В итоге было запланировано создание четырех таких баров (в США, Японии и два в Швейцарии). Американский бар просуществовал лишь недолгое время, бар в Токио отказался согласовывать детали оформления с художником и Гигер отказался от него, а вот два швейцарских бара существуют и в наши дни. Один из них расположен в городе Кур под адресу Калхбюльштрассе 18 в полутора километрах к западу от собора Вознесения.
В России Ханс Гигер выставлялся лишь один раз. В 2013 году в Московском планетарии прошла выставка-ретроспектива его творчества.