«Для меня главное – эстетика, и она деполитизирует все фигуры, которые я изображаю. Я умышленно лишаю политические фигуры их «политичности»: у меня на одном полотне могут присутствовать Ленин, Лев Толстой и Людовик XIV, и это не о политике, а о жизни, о биологии, перед которой сломает себе ногу любая политика. Все мои персонажи, будь то Гитлер или Мао, – для меня статисты в театре истории и человеческой жизни. Это размышление о судьбах ХХ века, о судьбах человечества и о судьбах наших соотечественников. Я уверен, что художник должен вызывать дискуссию. Но не идеологическую. В произведении искусства каждый видит то, что он хочет и способен увидеть. И если человек постоянно думает о диктатуре – тогда он в моих работах увидит диктатуру. Если, наоборот, он думает о гармонии – он увидит в моих работах призыв к восстановлению гармонии, которая была разрушена в ХХ веке. Но я могу совершенно точно сказать, что ничего не пропагандирую: напротив, я призываю отрешиться от любой пропаганды и посмотреть на историю со стороны»
Женя Шеф (Евгений Шеффер, англ. Genia Chef / Evgeny Scheffer, р. 1954) - современный российский художник, проживающий в Германии.
Биография, творчество
Евгений Шеффер родился 28 января 1954 года в г. Актюбинск, Казахская ССР, СССР. Его отец работал фотожурналистом в газете Известия и в конце 30-х годов он был выслан из Москвы в Казахстан, где у него и появился сын. В 1961 году семье было позволено вернуться в столицу. 1967-71 Евгений Шеффер учился в художественной школе в Москве. В 1977 окончил Полиграфический институт (специальность "Живопись и графика"), дипломная работа была отмечена первым призом за иллюстрации к произведениям Эдгара Аллана По. С 1978 года - член Союза художников в Москве. В это время входил в круг авторов, представлявших неофициальное искусство СССР наряду с такими художниками как Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Анатолий Зверев и Семен Файбисович. Тогда же начал использовать псевдоним Женя Шеф.
В 1985 году Женя Шеф уехал на Запад. Жил в Испании и Германии. В 1988 - 1993 гг. учился в Венской Академии Изящных Искусств, которую окончил с золотой медалью. Metropolis Magazine в мае 1993 года отмечал, что в этот период Женя Шеф постоянно курсировал "между Веной, Берлином, Нью-Йорком, а также испанской прибрежной деревней Кадакес", представляя из себя "новый тип русского художника, со странствующим образом жизни". В настоящее время является членом организации "Европейское общество по сохранению классической эстетики".
В 1993 году переехал в Нью-Йорк, где принимал участие в ряде коллективных выставок художников из бывшего СССР. Принимал участие в Московской биеннале (2007, инсталляция My Personal Temple/Мой личный храм) и 55-й Венецианской биеннале (2013, инсталляция "Мертвый дом"). Получил первую премию в разделе Живопись на XX Интернациональной Биеннале Миниатюры (Gornji Milanovac) в Сербии.
Женя Шеф создал иллюстрации ко многим книгам, в том числе для издания прозы и поэзии Эдгара Аллана По (Москва, "Радуга", 1983) и "Ничто не длится вечно" Майкла Ледерера (Барселона, Parsifal Ediciones, 1999).
В настоящее время живет и работает в Германии.