«Я думаю, то, какой эффект живопись должна оказывать на зрителя и то, как она должна обращаться к зрителю - все это очень специфично для каждой картины. Я думаю о зрителе как художник. Зритель в состоянии смотреть на картину, стоя прямо перед ней. Я чувствую себя основной аудиторией для своих работ или их главным зрителем. Я реагирую на то, как картина влияет на меня и, стоя перед ней, я вижу, какой эффект она оказывает физически»
Дана Шутц (англ. Dana Schutz, р. 1976) - современная американская художница.
Биография, творчество
Дана Шутц родилась в 1976 году в г. Ливония (штат Мичиган), США. Ее мать была учителем искусства в средней школе и художником-любителем, а отец работал школьным психологом. Дана была единственным ребенком в семье. В 1995 году окончила среднюю школу Adlai E. Stevenson, а в 1999 получила степень бакалавра искусств в Кливлендском Институте искусств, после чего уехала за границу, чтобы поступить в Школу дизайна в Норвиче, Англия. В том же году она участвовала в программе резидентуры школы живописи и скульптуры Сковегана в штате Мэн, а в 2000 году после возвращения в Кливленд получила степень бакалавра гуманитарных наук. В 2002 году получила степень магистра гуманитарных наук в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
Первая персональная выставка Даны Шутц состоялась в 2002 году в галерее LFL (сейчас галерея Зака Фойера) под названием "Frank from Observation" (рус. Фрэнк из Наблюдения). Картины представленные на этой выставке были посвящены Фрэнку, вымышленному персонажу, последнему человеку на Земле. Здесь художница фантазирует на тему того, как мог бы выглядеть последний человек на планете, при условии, что сама она была бы последним наблюдателем. Шутц описывает Фрэнка как “персонажа, которого я изобрела. Он был последним человеком на Земле, а я была последним зрителем и его последним свидетелем. Он позировал мне, а я представляла события и другие вещи с ним связанные".
Скандал вокруг Open Casket на Биеннале Уитни 2017
В 2016 году Дана Шутц написала картину Open Casket (рус. "Открытый гроб"), на создание которой художницу вдохновили фотографии изуродованного трупа Эммета Тилла (1941-1955), чья мать, Мэми Тилл Мобли, настаивала на том, что гроб на его похоронах должен быть открыт, потому что хотела, чтобы люди увидели, что случилось с ее сыном. Фотографии похорон Тилла в открытом гробу были опубликованы в журналах Chicago Defender и Jet magazine. Данное убийство стало важным событием в истории движения за гражданские права. Дана Шутц заявила, что она подошла к созданию своей картины с точки зрения матери и отчасти опиралась на желание матери показать тело сына после его смерти. Критик Кристиан Виверос-Фауне описал работу как "мощную живописную реакцию на печально известную фотографию". Демонстрация данной картины в рамках Биеннале Уитни 2017 года вызвала энергичные онлайн-дебаты и протесты чернокожих художников, некоторые из которых физически загораживали картину, не давая другим посетителям смотреть или фотографировать её. Художница Ханна Блэк подала петицию с требованием снять картину: "...для белого человека неприемлемо превращать черные страдания в прибыль и удовольствие, хотя такая практика и была нормализована в течение длительного промежутка времени. Хотя задумка Шутц и может заключаться в том, чтобы показать позор белых, эту идею неправильно доносить до публики в виде картины белой художницы, на которой изображен мертвый черный мальчик. Те не черные художники, которые искренне хотят подчеркнуть позорную природу насилия со стороны белых, должны прежде всего прекратить рассматривать черную боль как сырье. Этот материал на для Шутц; белая свобода слова и белая творческая свобода были основаны на ограничении в правах других и не являются естественными правами. Картина должна исчезнуть". Дана Шутц ответила: "я не знаю, каково быть черным в Америке, но я знаю, каково быть матерью. Эммет был единственным сыном Мэми Тилл. Мысль о том, что что-то произошло с вашим ребенком, невозможна для осознания. [...] Художникам легко подвергать себя цензуре. Убедить себя не делать ничего, даже не попробовав. Было много причин, почему я не могла, не должна была писать эту картину... Но искусство это пространство для сопереживания, средство для понимания".
Тем не менее, на этом конфликт не закончился и вскоре появилось "Письмо черных", подписанное 34 различными чернокожими деятелями искусства. Авторы письма требовали не только прекратить демонстрировать картину, но и физически уничтожить её, чтобы ни художник, ни будущие владельцы картины не могли извлечь выгоду (сообщалось, что на аукционе цена на работу Шутц в тот момент стартовала от 482,500 долларов). Жозефина Ливингстон и Ловия Гьярки утверждали, что "Мобли хотела, чтобы эти фотографии свидетельствовали о расистской жестокости, убившей её сына; вместо этого Шутц не уважает этот акт достоинства, оскверняя его своим собственным творческим способом видения". В ноябре 2017 года проблема возникшая вокруг картины Даны Шутц легла в основу обсуждения на BBC Radio 4.